Сошел Владыка ангелов в струи Иордана — и, освятив естество вод,

уврачевал всю Вселенную.

свт. Иоанн Златоуст, 46, 825

19 января в праздник Святого Богоявления и Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в Камчатском Морском соборе праздничную Божественную литургию возглавил наместник Свято-Пантелеимонова мужского монастыря епископ Вилючинский Феодор. По окончании литургии, Его Преосвященство совершил чин Великого освящения воды.

В завершении Богослужения, Владыка Феодор обратился к верующим со словом проповеди:

«Дорогие братья и сестры, сердечно хочу поздравить вас с праздником Богоявления и Крещения Господня. К этому дню Церковь нас готовила сразу после праздника Рождества. Это могли заметить те, кто внимательно слушал все стихиры и песнопения, которые предшествовали сегодняшнему дню, начиная с Воскресного дня перед праздником Богоявления.  Очень большое значение для спасения человека и для жизни православного христианина имеет праздник Крещения и всё, что связано с этим событием, которое все мы знаем. Оно произошло 2000 лет назад, когда еще не явленный миру Спаситель  — только Предтече было открыто, что когда войдет Мессия Спаситель мира в воду, тогда будет явлено Иоанну Духом Святым, что перед ним Бог — вышел на общественное служение. И вот, он видит множество народа перед собой, крещает их в воде. Вспомним, с чем было всегда связано Крещение – с покаянием. И когда крестил Предтеча своего Спасителя, — отверзлись небеса, и был услышан голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение», и Дух в виде голубя явился над водами. Здесь мы видим явление Святой Троицы: Бога Отца – в гласе, Бога Сына – в водах Иорданских и Бога Духа – в виде голубя.

В честь этого события Святая Церковь  освящает воду. Это чудо сопряжено с таким явлением, которое заметили наши православные паломники. Когда мы поем в стихирах, что Иордан возвратился вспять, нам может казаться, что эта строка имеет символическое значение, а на самом деле – все буквально: река, по горизонтам, спускающаяся вниз, вдруг начинает течь в обратном направлении, чтобы показать  явное чудо Божие.

Перед нами Святая вода, по-гречески — Агиасма. Это великая святыня, которую мы понесем каждый в свой дом. К этой святыне надо должным образом относиться, наши русские святые также уделяли большое значение Крещенской воде. Любая вода, освященная Великим освящением имеет чуть меньшую степень  святости после Таинства Святого Причащения. Бывает, священники накладывают епитимью или отлучают человека от Причастия, таким людям позволяется принимать только Святую воду. Если в дороге, в пути, когда мы не можем быть в храме, — со Святой просфорой вкушаем  Святую воду. Также освящаем свое жилище с благоговением, с верою. Вода в этот день не становится волшебной, вода становится Святой, и действует она в соответствии с нашей верой. Святая вода  — это образ милости и благодати Божией.  Эту же великую Святыню, освященную воду, будем принимать со страхом и трепетом. Только тогда она будет нам во освящение, только тогда она будет нам во исцеление.  Всех Вас сердечно поздравляю с праздником Богоявления и Крещения Господня!»

18 января, в Крещенский сочельник, чин Великого освящения воды совершил иеромонах Нестор Смирнов.

Великое освящение воды получило свое начало в первые времена христианства, по примеру Самого Господа, освятившего воды Своим погружением в них и установившего таинство Крещения, при котором издревле бывает освящение воды.

«Он [Христос] крестится, а с меня снимается скверна; на Него сходит Святой Дух, а мне подается оставление грехов; о Нем Отец свидетельствует как о Своем возлюбленном Сыне, а я становлюсь сыном Божьим ради Него; ему отверзлись небеса, а я вхожу в них; пред Ним Крещаемым является горнее царство, а я его получаю в наследственное владение; к Нему обращается голос Отца, и вместе с Ним я призываюсь»

свт. Иоанн Златоуст