3 февраля иеромонаху Рафаилу (Халитову), насельнику Свято-Пантелеимонова мужского монастыря, исполнилось 70 лет.
По окончании Божественной литургии отца Рафаила поздравили наместник монастыря епископ Феодор, братия монастыря, клирики Камчатской епархии, Сестричество Морского собора и прихожане храма.
Многая лета, дорогой батюшка, помощи Божией Вам, будьте хранимы Господом в добром здравии, благоденствии и мире!
Накануне юбилея мы поговорили с отцом Рафаилом о знаменательных событиях в его жизни, повлиявших на выбор монашеского пути.
Моя малая родина – город Рыбинск Ярославской области, я там жил с 14 лет. С будущей женой познакомились в 16 лет, поженились в 18. У нас трое детей. Сейчас они взрослые и у всех свои семьи.
Как-то раз, когда я был еще некрещенным человеком, увлекающимся всевозможными восточными духовными практиками, знакомый попросил передать икону одному священнику. Надо сказать, что к православию, на тот момент, я относился весьма холодно. Отец Николай (Лихоманов), нынешний епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин, а именно ему я привез икону, радушно меня встретил и спросил о моей вере. Я ответил, что интересуюсь индуистскими течениями, и отец Николай предложил мне прочитать его диссертацию, которая как раз содержала сравнительный анализ восточных культов и Православия. Читал я ее всю ночь, и по прочтении, был уже христианином. Сразу выбросил всю оккультную литературу, имеющуюся у меня в доме. Так, благодаря одной встрече, моя жизнь приобрела совсем иную направленность, наполнилась новым смыслом. Крестился я в 1982 году.
В 2004 году я овдовел. Я понимал, будучи христианином, пытаться жить как прежде, для меня будет уже невозможно. Мысль о монастыре возникала у меня уже в 90-е годы, хотя мирская жизнь была вполне устроена.
Духовные встречи
Мой небесный покровитель — Серафим Вырицкий, я к нему ездил, уже 4 раза бывал в Вырице под Петербургом. Первое знакомство с ним произошло, когда меня пригласили на молебен на родине Серафима Вырицкого. « -Мы ярославские, рыбинские, — не раз говаривал батюшка Серафим.» В Вырице я был первый раз в 1995 году, здесь и окрепла мысль о монастыре.
Еще раньше я не раз встречался с Архимандритом Павлом (Груздевым). Бывал на его службах и у него дома тоже. Он, как обычно, что-то рассказывал, пели песни. Я собрал все книги о нем после его преставления. Отец Павел очень укрепил меня в вере, он заражал своей верой.
Был у меня такой случай: как-то после службы я задержался у отца Павла дома, а время было уже позднее. Батюшка говорит мне: оставайся ночевать, чтобы утром на литургии помолиться, после возвратишься к себе в город. Я стал отговариваться, что, возможно, домашние переживать будут, а батюшка пожал плечами и сказал: ну ладно, иди. До города надо было добираться на автобусе. Стою на остановке и жду; подъезжает по расписанию мой автобус и, не останавливаясь, едет дальше. Что было делать? Вздохнул и пошел пешком — три часа до города ночью, и все время укорял себя, вспоминая слова отца Павла: ну ладно, иди… тогда стал понимать, что значит послушание.
Когда был в Псково-Печерском монастыре, Господь сподобил подойти под благословение к отцу Иоанну Крестьянкину. Большую роль в дальнейшей моей судьбе сыграл архимандрит Наум (Байбородин).
… я собирался на Афон
Мой духовный отец, протоиерей Василий посоветовал обратиться к архимандриту Науму, чтобы определиться с выбором дальнейшего духовного пути. Когда я был у старца, он благословил меня ехать в монастырь в Новосибирск.
В 2005 году меня приняли в братию новосибирского Михаило-Архангельского мужского монастыря в с. Козиха. В 2007-м был пострижен в монахи.
А так, я вообще собирался на Афон. Как и все новоначальные мечтают о подвигах. Но послушание, как говорится, превыше всего. Старец благословил учиться сразу же и в семинарии. В 2005 году я поступил в семинарию и окончил ее в 2010 году. Всегда перед экзаменами читал акафист преподобному Серафиму Вырицкому. И всегда святой мой покровитель помогал мне во всех жизненных ситуациях, с самого начала моего обращения к нему и поныне.
По моей профессии и рабочим навыкам послушание в монастыре мне определили в слесарной мастерской, где и был я руководителем и слесарем, и кузнецом, и сварщиком. Кресты мы делали даже на большой собор, на Троицкий собор в Новосибирске, кресты 4-х метровые, я ездил по заводам, договаривался, чтоб нам на лазерном станке резали, потом собирали, сваривали и установили. Самый большой крест уже был установлен, а 4 креста средних и три малых креста делали в нашей мастерской.
Духовник обители
Когда владыка Артемий стал епископом Петропавловским и Камчатским, он в 2011 году пригласил меня на Камчатку помогать. И я приехал в Петропавловск, где был назначен помощником епископа по строительству. Здесь меня рукоположили в дьяконы, в 2011 году, три года назад, даже четыре уже – в иеромонахи, на праздник Успения Богородицы. Как раз здесь, в монастыре, была закладка камня в основание строительства Морского собора, освещали камень. Для меня это был тройной праздник. Меня назначили после рукоположения, духовником.
Получается, что я только по возрасту духовник. Прожил жизнь, а по духовному своему устроению лучше бы я был в подчинении сам, если бы у нас был свой старец. Вот старец Наум пока был, мы всегда к нему обращались, если были какие-то сложности, бывало, в Сергиев-Посад приезжаешь и обязательно к старцу, всенепременно. Если только через Москву едешь, заезжаешь в Троице-Сергиеву Лавру и к старцу попадаешь. Поисповедуешься, и он направит, если что. Со старцем все у нас было Слава Богу. Он был прозорлив — и все складывалось. Нас и звали «наумовцы» по этой причине, что все мы ему доверяли свою жизнь.
Если бы снова был выбор
Знаете, все проще: слово нравится у монаха не должно быть. Меня, по благословению епископа Феодора, направили в командировку в село Каменское, где я провел последние пять месяцев. Когда приехал туда, и там мне тоже было очень хорошо. И в Козихе хорошо: я приучался там каждый день ходить на службу. Как старец положил нам правило, я его выполнял с первого дня в монастыре. И даже братия подсказывают: как начнешь жить в монастыре, так и будешь жить. Я пришел в монастырь не прятаться от житейских проблем, или как некоторые говорят – монастырь как богадельня – о тебе позаботятся на старости лет. Нет, это был выбор монашеского пути.
Я инженер-механик по профессии, конструктор — вот все время этой работой и занимаюсь, хотя для монаха – самое лучшее послушание, когда оно простое, тогда оно не мешает молиться, а здесь продолжается моя мирская работа. Есть необходимость, и какие таланты дал Господь – так и надо их реализовывать. Как притча о талантах говорит: первый талант – это Крещение, а остальные таланты от Господа. Все тут и сошлось – через твои знания и умения проявляется твоя нужность.
Люди умеют делать решительные шаги в жизни, их не привлекает ни карьера, ни деньги, ни обеспеченность. Если есть внутренняя сила и желание послужить Церкви, людям и Богу. Отец Рафаил, если рассуждать по-мирски, достиг неплохих результатов: был начальником отдела в НИИ, 20 лет проработал инженером-конструктором, был главным инженером сети автозаправочных станций, при этом понимал всегда, что у человека есть более высокое предназначение, и выбрал путь более серьезный. Он все оставил и пошел простым слесарем в монастырь, без всяких условий, на общих основаниях. Сейчас батюшка является духовником монастыря, также, как и прежде, работает в слесарной мастерской, духовно окормляет многих прихожан Морского собора . Многая лета, дорогой батюшка!